Работа с фигурой отца в психологическом консультированииСтатьи / Семейная психология Не сможет стать хорошим отцом, тот мужчина, что не смог понять своего отца. (Т. Уайлдер)
Психологический анализ темы отцовства в литературе и значение фигур отца и матери
В профессиональной литературе любовь родителей описывается по-разному, например, в известной книге Эриха Фромма «Искусство любить» автор разделяет это чувство на отцовскую и материнскую. Большинство авторов исследуют социальную и культурную детерминацию отцовской роли, а также фундаментальные различия: мать испытывает изначально любовь физически через беременность, связь через пуповину, роды и кормление грудью. Ее практическая задача - постепенно разорвать эту прочную физическую связь. С отцом все наоборот. Его любовь должна преодолеть определенную дистанцию. Он должен вступить в эти отношения и открыть свое сердце ребенку, помочь в сепарации ребенка от матери и «создать защиту от субъективных душевных уклонов», как отмечает Юнг.
Долгое время интерес к исследованиям родителей и детей был сосредоточен на отношениях между матерью и ребенком; отец, как важная третья сторона, был исключен и упоминался только как отсутствующий отец. Даже когда отец был признан важным фактором в развитии ребенка в раннем возрасте и этот факт привлек к себе всеобщее внимание, любовь отца сначала сравнивали с матерью, но ведь отцы не хуже или лучше матерей, а просто отличаются от них. К примеру, анализ, проведенный Луиджи Зойей, дает полное представление о фигуре отца во всех мировых культурах.
Д. Винникот предложил концепцию, описывающую определенные свойства материнской заботы, которые должны существовать, чтобы развитие ребенка могло протекать без больших трудностей. Он подчеркнул, что для этого не нужна идеальная мама, которая идеально адаптировалась бы к потребностям ребенка. М. Даймонд пытался проследить путь, пройденный достаточно хорошим отцом по отношению к своему сыну.
Только в последние несколько лет произошла фундаментальная переоценка важности отца для взросления и раннего развития ребенка. Разнообразные результаты исследований показывают, что у него есть независимая роль, которая в корне отличается от роли матери. Дифференцированный анализ важности отца и переоценка его роли относятся, с одной стороны, к опыту повседневной семейной жизни. А с другой стороны, анализ темы отцовства показывает эффект вовлечения отцов в процессы родительско-младенческой психотерапии.
Роль наших родителей в процессе формирования нас и нашей личности, особенно в начале нашей жизни, неоспорима. В раннем детстве мы смотрим на мир глазами самых близких нам людей. То, что важно для них, важно и для нас, окружающая среда выбирается нашими родителями как наиболее подходящая для нашего развития.
*
Работа с фигурой отца в психологическом консультировании
Архетипические фигуры отца. Их влияние на развитие сценария отсутствующего отца
В каждой культуре существуют вожди и герои, которые являются носителями мужского или отцовского архетипа. Среди существенных черт архетипа отца Юнг включал множественную активность и агрессию, навязчивость, агрессивность, деструктивность, разрушение и пленительную плодотворность, убедительность и эффективность. В архетипе отца есть некоторая двойственность и двусмысленность. По этой причине положительные и отрицательные элементы могут сосуществовать бок о бок в архетипическом образе отца.
В нашей стране принято наделять властные фигуры родительскими чертами, например, царь-батюшка, дедушка Ленин и т.д. В формировании сценария отсутствующего отца присутствуют травматические последствия войны. Повзрослевшие люди, не получившие опыт родительских отношений, а именно общение с отцов, бессознательно повторяли подобный сценарий: женщины погружались в семью, мужчины самоустранялись в рабочую атмосферу. Сценарий отсутствующего отца передавался из поколения в поколение. Формами избегания для мужчин часто становились не только трудоголизм, но и алкогольная и другие зависимости. Такое влияние на процесс своего рода исключения отца из семьи привело к уравниванию женщин с мужчинами.Отсутствующий отец как причина нарушения семейной иерархииВ семейной, как и в любой другой иерархии, соблюдается система подчинения высших низшим. Высшие имеют больше власти и ответственности, низшие – меньше власти, но и их ответственность гораздо ниже. В здоровой семье старшие – это родители, низшие – это дети.
В результате недостаточной сформированности родительских ролей и отсутствующем отце семьи становятся детоцентрированными.
В такой системе высшими или главными становятся дети, поскольку ребенок перестает ощущать, что в родителях он может найти необходимую опору и поддержку. В таких семьях дети часто превозносятся и становятся смыслом жизни родителей, возможностью реализации собственных желаний и амбиций.
Существует также следующая разновидность дисфункциональной семейной иерархии – ее полное отсутствие.
При преждевременном уравнивании ребенка с родителями происходит утрата отцом и матерью положенного им места в иерархии семьи. Кроме того, в семейной триаде может происходить коалиция ребенка с мамой либо с папой. Как правило, кто-то из родителей становится третьим лишним. Такая тенденция прослеживается в семьях, где дети вынуждены мирить своих родителей в ссоре, доверять свои секреты одному из родителей и т.д. Снижению отцовского статуса может способствовать и доминирующая позиция мамы в семейной триаде. Такое же нарушение детско-родительской иерархии происходит в случае, когда для женщины ребенок становится важнее мужа. В результате супруги могут испытывать сложности в построении отношений, а также в других областях жизни.
Психологические последствия проблемной фигуры отца для взрослых людейОтсутствие отцовской любви вызывает проблемы с поведением у большинства детей, увеличивает подверженность стрессу и
расстройствам настроения (депрессии), снижает уровень качества жизни и увеличивает риск зависимости и психических расстройств как у сыновей, так и у дочерей.Следствием проблемной фигуры отца становятся
эмоциональные проблемы,
пагубные привычки, проблемы в построении отношений, психосоматические и психические заболевания. Отсутствие отца - это еще и его эмоциональная недоступность, холодность, озабоченность собственными делами, например, работой и карьерой. Также случается, что, когда он находится в конфликте с матерью, которая находится в коалиции со своим сыном или дочерью, отец замыкается в себе и уходит в свое хобби или работу. Тогда, хотя он физически присутствует, мысленно вне семьи, он скрывается в оболочке своей собственной боли. Такие пары, хотя и не имеют ничего общего, годами живут рядом друг с другом, оставаясь в отношениях «ради ребенка», которые так же токсичны, как ежедневные ссоры, открытая ненависть и прямое насилие. Мальчики и девочки, растущие в этих семьях, также ощущают «пустоту в груди размером с папу», которую некоторым из них удается преодолеть во взрослом возрасте в ходе
многолетней психотерапии.Задачи и возможности отца в воспитании ребенкаДети учатся, наблюдая за взрослыми, особенно своими отцами, приобретают способность справляться с трудными ситуациями и решать проблемы. Наблюдая за отцом, вовлеченным в родительские отношения, они обретают большее внутреннее чувство контроля и свободы воли, а также чувство собственного достоинства. Его наличие создает безопасную базу как для ребенка, так и для матери.
Отец, как первый и самый важный в жизни ребенка человек, незаменим с самого начала в развитии. Его присутствие облегчает, а иногда даже позволяет преодолеть страх перед первичными симбиотическими, потребляющими отношениями между ребенком и матерью. Он становится связующим звеном для матери со всем внешним, позволяя ей выйти за рамки материнства. Связь с отцом помогает ребенку осознать свои собственные потребности как независимые.
Отличие родительских функций мамы и папыРодитель – это роль, которой характерны две главные черты: забота и доминирование. Семья - первая социальная группа, в которой проживает ребенок. Каждый из ее членов, взаимодействуя с другими членами семьи, передает информацию, влияет на взгляды, провоцирует определенное поведение и реагирует на поведение других. Ощущая климат в семье, ребенок чувствует себя в безопасности, уверенно и непринужденно, либо его потребности не полностью удовлетворяются, что не способствует его положительному развитию.
Наблюдая за поведением своих близких и общаясь с ними, родители получают свои первые уроки воспитания детей. Воспитание, которое является одной из основных функций семьи, представляет собой сложный и длительный процесс, формирующий мировоззрение, нравственную систему, показывающий ребенку способы поведения. Папино начало – активное, подвижное и целеустремленное, в то время, как мамино – стабильное, защищенное и питающее.
Возрастные закономерности развития ребенка и роль отцаОтношения с отцом имеют значение для детей и для отца на протяжении всей их жизни. Основываясь на бодинамическом подходе, можно выделить следующие этапы формирования характера:
внутриутробный период – формирование структуры существования, телесная идентичность, ощущение безопасности;
первый год жизни до восьмимесячного возраста – формирование структуры потребностей;
от 8 месяцев до 2,5 лет – формирование структуры автономии;
от 2 до 4 лет – формирование структуры воли;
от 3 до 6 лет – формирование структуры любви и сексуальности;
от 5 до 9 лет – формирование структуры мнений;
от 7 до 12 лет – формирование структуры солидарности и проявления себя в группе;
от 13 до 18 лет – интеграция всех структур характера.
У взрослого человека существует ряд психологических тем, связанных с фигурой отца, поведение которого влияет на личные границы ребенка, уверенность в себе, личные отношения, самооценку, самореализацию и самоидентификацию, а также отношения в социуме. Отец влияет на эмоциональную и социально-нравственную сферы развития ребенка:
Уверенность в себе. Если дети не чувствуют отцовского признания, они не будут чувствовать себя уверенно. Сыновья и дочери, которых не принимают самые важные люди, не могут принять себя, что также является причиной формирования плохой самооценки и низкой самооценки.
Тема границ. Отцовская энергия связана с ощущением защиты, которое в том числе дают границы. Это не только запреты, но и разрешение быть собой, позволять себе и т.д. Если отец выставлял в воспитании ребенка адекватные запрещающие и разрешающие границы, понимают, что можно и что недопустимо делать другим по отношению к себе. Если задача матери – любить и принимать, то роль отца – установить границы и нормы поведения.
Тема идентичности: самоотношение и принятие себя. Разделяют несколько видов идентичности: поролевая, профессиональная и другие. Первое представление о себе ребенок получает от родителей. В случае нарушенной идентичности человек сталкивается с отсутствием целостного образа своего «я», неприятием себя, неадекватной самооценкой, страхами и сложностями разного рода.
Отношения в паре. Для девушек отец оказывает решающее влияние в двух областях: половой идентичности и выборе партнера. Правильные, прочные отношения между дочерью и ее отцом имеют решающее значение. Благодаря им у девушки есть шанс получить о себе положительный образ и в будущем стать женщиной, уверенной в своих силах. У мужчин тема отношений затрагивает сферы мужской идентичности и ролевого поведения мужчины в семье. Влияние отца на формирование мужской гендерной роли, сексуальной идентичности и общепринятого понимания половой зрелости является одним из наиболее важных образовательных эффектов роли отца. Процесс, который делает это возможным, - это отождествление сына с отцом.
Проявление себя в мире и инициация. Это способность действовать, творить, жить свою жизнь, состояться в мире как профессионал, супруг и т.д. Помощь в сепарации и в прохождении возрастных инициаций оказывает ребенку именно папа.
Тема социальной реализации. Отец дает опыт риска, сотрудничества или соперничества, влияет на способность формировать свое окружение. С фигурой отца связаны постановка и достижение целей, умение быть в социальных отношениях.
Системообразующая роль отца, включающая функции: закона и порядка, поддержания иерархии в семейной системе, установление и поддержание границ, идентичность и целеполагание. Системообразующая роль отцовской фигуры заключается в отношении папы к ребенку.
Влияние отцовской фигуры на отношения дочерей с мужчинами
Женские сценарии отношений
Женским сценарием принято считать такие отношения, которые развиваются у женщины с разными партнерами по одной и той же схеме. Такие сценарии могут быть как конструктивными, так и деструктивными, ведущими к распаду отношений и ухудшению психологического состоянии участников. На формирование сценария отношений влияют различные факторы, такие как:
социально-культурные стереотипы;
личный опыт отношений;
материнский сценарий отношений с мужем или другими мужчинами;
опыт отношений с отцом.
Отец учит дочь, что такое любовь и уважение. Он показывает ей, как мужчина должен относиться к женщине, уважая и любя ее мать. Маленькая девочка наблюдает за своим папой и узнает, что разрешено, а что нет в отношениях между мужчиной и женщиной. Более того, женщины очень часто вступают в отношения с мужчинами, внешне похожими на своих отцов. Отсутствие положительного опыта отношений с отцом в совокупности с другими факторами, запускает процесс развития деструктивных женских сценариев:
Сценарий «Спящая красавица». Происходит идеализация отца, в то время, как все остальные мужчины воспринимаются по сравнению с грандиозной фигурой отца как младшие братья. Такие женщины плохо понимают, как выбирать мужчин для отношений, могут влюбиться в виртуальный идеальный образ.
Сценарий «Принцесса». Манера общения с мужчинами имеет обесценивающий, высокомерный характер. В такой картине мира все мужчины недостойны женщины. Увы, такой деструктивный сценарий поддерживается социумом, в основном другими женщинами, как успешный.
Сценарий «Золушка». Низкая самооценка, комплекс отличницы и страх совершить ошибку являются результатом отсутствия опоры на внутренние критерии и ориентиры и страхом перед фигурой отца.
Сценарий «Героическая женщина». Женщина имеет ощущение собственной ценности, часто используемую родителями в эксплуатационных целях, дискретную или редко проявляющуюся душевную близость с отцом, размытые и ненадежные представления о личных границах. Стратегия иметь отношения ценой героических усилий отображается во взрослой жизни.
Сценарий «Заколдованная». Поскольку со стороны отца наблюдается разочарование и отвержение, травматические отношения с отцом, женщина получает системную семейную травму. У нее отсутствует ощущение своей ценности и границ приемлемого, она может попадать в деструктивные отношения.
Диагностика и коррекция деструктивных сценариевУ каждого деструктивного сценария есть следующие четкие признаки: отсутствие выбора, незавершенность, многократные повторения одного и того же паттерна. Однако одним из эффективных методов коррекции деструктивного сценария является так называемое написание сказок, которое позволяет воспроизвести и изменить динамику сценария. Выход из деструктивного сценария означает:
развитие своих подавленных сторон;
осознанный выбор и поиск партнера;
риск трансформации и изменений.
Примеры трансформации деструктивного сценария:
Из «Спящей красавицы» в «Шехерезаду». Психологической задачей является принятие своей сексуальности, творческого аспекта женственности.
Из «Принцессы» в «Королеву» - признание ценности отношений и своего выбора как самого лучшего.
Из «Золушки» в «Хозяйку». Научиться заботиться о себе и выбирать для себя хорошее в социуме и отношениях.
Из «Героической женщины» в «Почитаемую женщину» - развернуться от спасательства других к проживанию своей жизни.
Из «Заколдованной» в «Обыкновенную». Научиться различать внутреннюю и внешнюю реальность, находить хорошее и опираться на него, запретить саморазрушение и выйти из травматической воронки.
Другие проблемы в отношениях у женщин, связанные с фигурой отца: Конфликтные отношения с партнером.
Сексуальные проблемы.
Неприятие или сомнения в собственной женственности.
Симбиоз с мамой.
Отец и сценарии отношений у сыновейОтец может быть ценным примером человека, который успешно функционирует в социальной и профессиональной среде, справляется с трудными ситуациями и успешно решает проблемы. Частые контакты сына с отцом, который получает удовлетворение от своей работы, интеллектуальной деятельности и различных интересов, могут иметь большое влияние на когнитивное развитие ребенка. У него есть возможность наблюдать за своим отцом и подражать его поведению. правильная идентификация мальчика с отцом влечет за собой усвоение системы ценностей и моральных норм, что способствует формированию его ценностям.
Для мальчика естественно идентифицировать себя с папой. Однако, когда на выбор ребенка влияют негативные факторы, сын может вступить в конфронтацию с мамой или ее образом, запечатлевшимся в его сознании. В результате такой конфронтации у мужчины может длительное время сохраняться некий инфантилизм по отношению к женскому полу. Типовые проявления таких сценариев:
Сценарий «Без вины виноватый». По причине неразрешенной внутренней конфронтации у мужчины развивается чувство вины, которое является очень тягостным и может вызывать тревогу.
Сценарий «Женоненавистник». Проекция на других женщин негативных, теневых качеств материнского образа.
Если мальчик, выбирая папу, не борется с мамой. По отношению к материнской фигуре может проявляться глубоко скрытая агрессия, которая проецируется на других женщин в форме пассивной агрессии.
Сценарий «Неудачник». Если ребенок идеализирует родителей, а сам все-время считает себя виноватым, то в будущем такой мужчина может выбирать женщин, которые будут вечно им недовольны. И даже в случае хорошего отношения женщины к партнеру, мужчина в результате бессознательного саботажа способен убедить ее в том, что он неудачный вариант для отношений.
Сценарий «Мужчина с пороком». Если предметом конфликта в семье стало какое-то поведение отца и мальчик не выразил свою конфронтацию упрекающей матери, он конфронтирует с ней на символическом уровне. Повзрослев, у мужчины проявляется инфантильный перекос сознания, когда ответственность за происходящее приписывается другому человеку.
Конфликт лояльностей, когда ребенок не выбрал, к кому присоединиться. В результате несовершенного выбора человек переживает внутренний раскол, ощущение большой внутренней неустойчивости.
Выбор в качестве объекта идентификации матери с той или иной степенью негативной заряженности отцовской фигуры чреват внутренним поролевым конфликтом и рядом проблем с идентичностью мальчика.
Сценарий «Неуловимый мститель». В отношениях с женщиной такой мужчина проявляет внешнее подчинение, нередко может называться подкаблучником. Он будто провоцирует пренебрежительное отношение к себе, поскольку считает такое отношение правомерным.
Сценарий «Камикадзе». Сын сталкивается с ненавистью к отцу, иногда происходит отречение от мужского в себе, даже на физическом уровне. Аутоагрессия приводит к различным заболеваниям и проявлениям саморазрушающего поведения.
Стратегия работы с фигурой отца в психотерапииПсихотерапевтическая работа с фигурами родителей должна вестись в двух основных направлениях:
переработка травматического опыта;
реконструкция хорошего опыта, восполнение недополученных отцовских функций.
Работу по восстановлению целостного образа отца рекомендуется проводить в следующей последовательности:
Введение фигуры отца в поле психотерапии. Поиск/реконструкция ресурсного опыта, связанного с фигурой отца, насыщение клиента ресурсными воспоминаниями и переживаниями.
Восстановление целостного образа отца как человека, обладающими и сильными, и негативными аспектами, возможность для клиента соединиться с его хорошей частью и признать существование теневой. передача ответственности отца за его поступки отцовской фигуре, снятие проекций семейного окружения с фигуры отца и интеграция «плохих» и «хороших» аспектов в целостный образ.
Восстановление семейной иерархии в представление клиента, где папа наравне с мамой, ребенок включен в семейную систему и т.д.
Работа по развитию/восстановлению отцовских функций (уверенность, идентичность, границы, инициация, здоровая модель семейной системы, полоролевая идентичность, самореализация, социальная реализация).
Переработка травматического опыта (при необходимости).
Получение, расширение и присвоение клиентом нового опыта, отличного от привычного, формирование новых жизненных привычек и стратегий.
Работа с типичными случаями в консультировании Задачей психотерапии является внутриличностная трансформация отцовской фигуры и образа, а также интеграция клиентом функций отца. Задача лежит в переструктурировании семейной системы во внутреннем мире клиента. Таким образом, цель состоит в том, чтобы попытаться свести к минимуму последствия отсутствия отца, принимая во внимание потребности человека, чтобы дать ему возможность гармонично развиваться в окружении любви и принятия.
Психотерапию успешно используют для улучшения психологического характера человека и, как следствие, для улучшения его жизни. Благодаря психотерапии человек может справляться со своими эмоциями, работать над своими непосредственными отношениями с фигурой отца или родительской парой, и добиваться гораздо большего успеха в будущем. Благодаря психотерапии люди могут положительно повлиять на свои навыки установления отношений с другими людьми и общения с ними, а также на повышение самооценки, повышение уверенности в себе или положительное влияние на свою мотивацию. Благодаря этому психотерапия может помочь улучшить как личную, так и профессиональную жизнь.
Среди системных проблем, которые возникают в семейной системе клиентов, наиболее встречаются: ссоры родителей, развод, отношения с отчимом и др. По окончании работы можно помочь клиенту пересмотреть решения, которые влияют на него деструктивно в настоящее время. Следует помочь ему сформулировать новые решения и составить список действий для улучшения качества жизни человека. Психолог может проводить: телесные практики заземления и центрирования, производить конфронтацию с поведением отца, выражение чувств и предъявление потребностей к отцу, моделировать положительный опыт на консультациях.
Однако одной только работы с психологом бывает недостаточно, необходимо ориентировать клиента на внимание к изменениям в переживаниях и поведении, которые происходят между сессиями, чтобы они закрепились в реальной жизни и привели к получению нового позитивного опыта.
Литература: М.Летучева "Все дело в папе. Работа с фигурой отца в психологическом консультировании"
М. Эпштейн «Отцовство. Опыт, чувство, тайна».
А. Ткаченко «Трудно быть папой. Невыдуманные уроки отцовства».
Ю. Борисенко «Психология отцовства».
В. Леви «Нестандартный ребенок».
А. Лоргус «Книга об отцовстве».