massaraksh, я просто книжку читал недавно )
интересно, совпадает или не?
Многими психологами было выдвинуто предположение, что при-чины возникновения кожных заболеваний берут начало в детстве.Как правило, самым важным фактором являются взаимоотношения с матерью. Чрезмерная опека или холодность, а возможно, чередование этих проявлений способствуют нарушению гармонии «мать-дитя» с последующим развитием психосоматических механизмов у ребенка и переживания идеи виновности у матери. По образному вы-ражению J. Klauder, «душа влияет на кожу сильнее, чем на любой дру-гой орган... Кожа — орган, который по своей значимости для выражения эмоций сравним только с глазами» (Klauder, 1935). Эта концепция положила начало ряду исследований нейродермита, вы-полненных с психоаналитических позиций, в которых большое значение придается взаимоотношениям больного ребенка с «отвергающей» матерью. Было выяснено, что у большинства матерей, дети которых страдали экземой, наблюдаются проявления внешней тревожности, преимущественно направленной на ребенка. Многие исследователи считают, что эта внешняя тревожность связана с необычайно сильной бессознательно вытесненной враждебностью. Матери имеют инфантильную структуру личности, они не любят прикасаться к сво-им детям, как правило, ухитряясь уговорить кого-нибудь другого перепеленать ребенка, выкупать, дать ему бутылочку. В то же время их тревожит хрупкость и уязвимость ребенка. Характерно следующее высказывание: «Ребенок такой нежный, малейшая неосторожность может причинить ему вред». Преувеличенная забота служит компен-сацией бессознательной враждебности, поступки этих матерей про-тиворечат их словам (Спиц, 2001). Острая детская потребность в матери может иметь различную природу. Наиболее распространены два варианта.В первом варианте обычно существует сочувствующая мать, старавшаяся в детстве всяче-ски обласкать ребенка, у которого были проявления экссудативного диатеза. К сожалению, очень часто именно такая заботливая мать я в-ляется реальной причиной превращения детского диатеза в нейро-дермит. Дело в том, что не только ребенок испытывает потребность в матери, но и мать испытывает не меньшую потребность в нем. Ребенок и мать взаимно стремятся друг к другу. Потом, когда в связи с развити-ем ребенка он постепенно начинает отдаляться от матери, она ин-стинктивно обнаруживает возможность удерживать его рядом, «лелея болезнь». Стремление же к ласке, вниманию и заботе у человека по-стоянно, поэтому не странно, что бессознательно «ребенок» начинает «подыгрывать» матери, дабы и далее оставаться рядом с ней, в ее нежных родительских объятиях.Так закрепляется, внушается болез-ненное состояние, а больной застревает в роли «ребенка».Во втором случае формирование нейродермита и застревание че-ловека в роли «ребенка» связаны с некоторым дефицитом материн-ской любви, когда мать не может все свое внимание уделять одному ребенку. Конкурентами же являются братья и сестры.Имея проявле-ния экссудативного диатеза, ребенок невольно использует свое стра-дание для привлечения материнского внимания. История в целом очень похожа на вышеизложенную, но проявления нейродермита, как правило, гораздо более гротескны: чтобы привлечь внимание матери в условиях «конкуренции», они должны бросаться в глаза. При этом обычно имеют место также повышенная раздражительность или даже агрессивные чувства не только в отношении тех членов семьи, кот о-рые «отнимали» мать, но и в отношении самой матери.Психосоматические, в том числе и кожные, заболевания часто связывают с нарушениями раннего развития соматического «Я» мла- 269денца, вызванными неправильным и недостаточно эмоциональным телесным контактом между матерью и ребенком. При этом часто мать имеет нереалистично завышенный образ идеальной матери иидеального ребенка. Беспомощный и телесно несовершенный ново-рожденный для матери — тяжкое оскорбление, она воспринимает ребенка первично дефектным, а его соматические потребности — как очередное оскорбление. Защищаясь от этого, мать навязывает ребе н-ку свое собственное бессознательное требование совершенства, по большей части в виде жесткого контроля всех его жизненных прояв-лений, в особенности телесных функций. На протест ребенка против этого насилия, оставляющего эти потребности неудовлетворенными,мать реагирует непониманием и враждебностью (Аммон, 2000).Психосоматическое расстройство ребенка также может быть вы-ражением бессознательного собственного внутреннего конфликта матери. Психосоматические заболевания всегда возникают у малень-ких детей, когда вместо живого телесно-эмоционального контакта матери и ребенка выступает эмоциональный уход матери или непро-извольный контроль всех жизненных проявлений ребенка. Психосо-матическое заболевание ребенка проявляется всегда, когда ребенок использовался матерью как инструмент в борьбе со своими соб-ственными неразрешенными внутренними конфликтами. Это может происходить также в том случае, когда мать воспринимает притяз а-ния ребенка на эмоциональное внимание как угрозу собственной личности и эмоционально уходит в себя. В обоих случаях искажаются нормальные взаимоотношения. Ребенок должен, так сказать, взять на себя функцию защиты матери, чтобы, например, поддержать ее в соперничестве с супругом или вообще заменить его (Галимова, 2004).На раннее развитие психики младенца также всегда влияют бессо-знательные страхи родителей, их желания и ожидания. При психоло-гическом обследовании пациентов с кожными заболеваниями было выявлено, что матери в их воспоминаниях часто приписаны две про-тивоположные характеристики. С одной стороны, мать часто описы-вают как отказывающуюся от близкого телесного контакта, что может привести к преждевременному развитию физической и психической автономии. В этом случае воспоминание переживается как ужас мате-ри перед тем, что младенец пожрет ее, впитает в себя, опустошит. С другой стороны, мать часто воспринимается чрезмерно близкой и зависимой в ее физических и психологических требованиях к ре-бенку. В этой ситуации мать вспоминают как особенно интересу ю-щуюся физической болью ребенка, но неспособную почувствоватьего психическую боль и справиться с ней. Таким образом, фактор нарушенных, неудовлетворительных отношений «мать-дитя» играет определенную роль в возникновении кожных заболеваний. Вместе стем болезнь чаще всего имеет продолжение, то есть характерно хронические течение. Многие авторы делают акцент на связь между тем значением, которое болезнь приобретает для семьи в целом, и типами взаимоотношений матери и ребенка, влияющими на динамику заболевания в процессе лечения. Роль этой связи настолько велика, что болезнь становится своеобразным членом семьи, и образуется устойчивая триада: мать, болезнь, ребенок.Там, где болезнь служит способом заполнения эмоционального дефицита, она условно желательна. Все, что связано с процессом лечения, играет большую роль (соблюдение диеты, прием лекарств, выполнение медицинских процедур и т.д.). Связи в этой триаде устойчивы, постоянны и неизменны. В этом случае течение нейродермита приобретает хронический характер с по-стоянной симптоматикой. Когда болезнь для матери — повод для выражения своего эмоционального отвержения и неприятия ребенка, а для ребенка — единственное средство обратить на себя внимание, нейродермит развивается в сторону нарастания тяжести симптомов. Чем сильнее неудовлетворенная потребность ребенка в родительской любви, тем тяжелее симптомы (Ревякина и др., 1992).Следующий важный аспект в возникновении кожных заболеваний связан с тем, как младенец формирует собственные гра-ницы, научается отличать себя от других. Ранняя стадия разви-тия младенца предполагает, что еще не произошло разграничение внутри самого ребенка, и он не способен различать внутреннее и внешнее, «Я» и «не-Я».Отсутствует не только психическая структура, но также психические и соматические границы. Соответственно, те тревожные матери, которые, отказывая детям в тактильных ощущениях,затрудняют первичную идентификацию, резко ограничивают ее возможности. Первичная идентификация — ощущение единства с матерью до того, как младенец обнаружит не-зависимое от него существование объектов. Она противопоставляет-ся вторичной идентификации, которая имеет место после того, как младенец уже научился отличать себя от другого (Спиц, 2001).Подчеркивается значение кожи как средства общения между ма-терью и младенцем в тот период, когда мать обеспечивает понимающее окружение, которое и закладывает у ребенка основы первичной идентификации. Это один из основных и древнейших каналов их до-вербального (несловесного) общения, по которому невербальный аффект передается соматически и доступен для наблюдения.Неве р-бальные аффекты младенца могут найти свой выход через его кожу. Кожа будет зудеть, «плакать» (мокнуть), раздражаться. Ее поведение определяется способностью матери принимать и утешать своего ре-бенка, поскольку кожа связана с представлениями об объектах. Она устанавливает границу между «Я» и «не-Я» и содержит в себе «Я» матери и «Я» ребенка. Вмещающий объект — мать — реально воспринимается ребенком как кожа, и материнская способность вместить тревогу ребенка интроецируется ребенком.Таким образом, проблема кожных заболеваний отражает ситуацию патологического развития в процессе формирования ребенком границ собственного «Я», что ве-дет к неспособности различать «Я» и «не-Я». Кожа связана с пред-ставлениями об объектах, отделение от которых не произошло, и, соответственно, с первичной тревогой быть полностью поглощен-ным и утратить собственное «Я». При этом отмечается преобладание агрессивных импульсов.Объединяя два рассмотренных выше аспекта возникновения бо-лезней кожи, можно сказать, что они связаны с тем, что кожа, как мы уже подробно обсуждали, это граница, отделяющая человека от внешнего мира. Заболевания кожи с точки зрения психосоматики — это нарушение границы контакта. Кожа реагирует, если контакт с внешним миром неадекватен (его мало или много, он слишком навязчив или, напротив, холоден, формален). То есть этот контакт не соответствует потребностям человека.Граница контакта нарушается:а)при недостаточном (в количественном или качественном плане)удовлетворении психоэмоциональных потребностей ребенка: •мама не берет малыша на ручки, когда он плачет, боясь «изба-ловать»;•наоборот, мама и другие люди слишком много тискают малы-ша, навязывают свое общество;•предоставляемый контакт формален, лишен тепла и любви; б)при вторжении на территорию «собственного мира» ребенка:•навязывание своих взглядов, диктаторская позиция по отношению к ребенку («дети всегда должны слушаться родителей», «мы решили отдать ребенка в музыкальную школу»);•игнорирование желаний и чувств ребенка; ребенку постоянно не разрешают делать то, что он хочет («не бегай», «помолчи», «не трогай»); •у самих родителей нет полноценной границы контакта — в этом случае у ребенка перед глазами просто нет примера, как правильно выстроить эту границу, и, соответственно, отношения с миром.И наконец, любое кожное заболевание имеет в своей основе та-кую психологическую причину, как различные отрицательные эмо-ции, особенностью которых в данной группе заболеваний является их скрытость, т.е., испытывая их, человек не дает им выхода и эмо-ции начинают «проявляться» на его коже. Что касается нейродермита, то уже Ф.Александер (2002) писал, что в этом случае речь идет о блокировании астенических отрицательных эмоций. К астеническим негативным эмоциям относятся страх, чувство вины, чувство беззащитности, беспомощности, безнадежности. Если человек с преобладанием негативных астенических эмоций часто оказывается в ситуациях, когда вынужден принимать ответственные решения при дефиците времени, происходит пере-грузка парасимпатической нервной системы. Невозможность быть в чем-то слабым или зависимым от других людей, попросить помощи, повышенное чувство ответственности заставляют его быть чересчур сильным. Не осознавая своих истинных переживаний, не считаясь с ними, заставляя себя быть слишком сильным, такой человек попадает в группу риска возникновения нейродермита.
__________________________________ Моя тема: Соматоформное болевое расстройство венла 75 мг, тизерцин 25 мг на ночь, лирика 300-600 мг по ситуации, клоназепам 1 мг тоже по ситуации
|