Зарегистрирован: 31 авг 2024, 11:07 Сообщения: 1891
|
Честно говоря в лом было искать есть ли такая тема, начну новую. Сам я не спец в этой теме, но почитываю. Да да, почитываю того же Телемского которого чехвостил в теме религии. Ну что ж, надо восстанавливать равновесие, тем более что в этих вещах он безусловно хорош. Анализ сновидений 1. Основы.

нажмите, чтобы увидеть
Эпоху глубинной психологии открывает яркая, точно вспышка, фраза Зигмунда Фрейда — "Сновидения — это королевская дорога к бессознательному". Насколько сам Фрейд мог воспользоваться этой дорогой, это вопрос дискуссионный, но начало положено, и из эры владычества рационализма мы переходим в мир глубинной психологии. Более чем через пятьдесят лет талантливый ученик уже не Фрейда, а Юнга, Джеймс Хиллман, изящно дополняет этот афоризм: дорога-то оказывается не абы какая, а с двусторонним движением. Иными словами, не только гордое Эго, облаченное в броню психоанализа, спускается в Аид, точно Эней или Одиссей, но и само бессознательное посылает свои импульсы и команды сознанию, вне зависимости от того, осознается это сознанием или нет.
Потому начинать разговор касательно анализа сновидений Карла Юнга следует даже не с самого Юнга, а с Фрейда. В конце концов, именно тотальный интерес обоих к миру снов и смыслам, в них сокрытым, сблизил этих двух таких непохожих друг на друга людей.
Посмотрим, как отличается теория сновидений и как из этого отличия произрастает разница в методе, разница, которую так и не осмыслил Фрейд — читая его ответы Юнгу, ощущение, что он отвечает воображаемому собеседнику, не на тот вопрос и не на ту претензию.
Базовая метафора психологии Фрейда — это Репрессия или Подавление. Согласно Фрейду, психика человека состоит из трех инстанций: инстанция желания или Ид, инстанция сознания или Эго и инстанция власти или Суперэго. Любое сновидение — это исполнение того или другого желания (бессознательное, согласно Фрейду, вообще не умеет ничего, кроме как желать). Однако некоторые желания осуждаются Суперэго и представляются для Эго недопустимыми настолько, что даже осознать сам факт наличия такого желания кажется чем-то ужасающим. Поэтому психика создает особую инстанцию — цензор, который "зашифровывает" истинные желания сновидца, придавая им приемлемую форму. Например, кошмарный сон, где мы видим смерть одного из родителей и горько страдаем по этому поводу, по Фрейду представляет манифестацию желания смерти этому родителю и невозможность позволить себе это желание. Когда мы видим умерших, напротив, бессознательное услужливо предлагает нам образы давно ушедших, чтобы удовлетворить наше инфантильное желание бессмертия. Но главными по Фрейду, конечно же, были сексуальные желания. Здесь принято иронизировать над ограниченностью старины Зигги, но давайте будем справедливы к нему — эпоха королевы Виктории, когда на ножки стола надевали чехлы, чтобы ножки не напоминали о женских ножках, действительно имела с сексуальностью едва ли не худшие отношения в истории, эрго, сталкиваясь с таким уровнем культурного подавления, предположить, что причиной невроза является невыраженная сексуальность, вполне корректно. Настоящая проблема начинается, когда Фрейд начинает переносить свою модель с культурных акцентов своего времени на все человечество, которое было и будет. Досталось и Моисею, и Леонардо да Винчи (гениальностью которого мы, оказывается, обязаны его фантазии о двух матерях — резонный вопрос: что, людей, фантазировавших о том, что у них две матери, было сотни тысяч, а вот Леонардо, сцуко, один такой, Фрейду в голову не приходило?), и первобытному человечеству, представлявшемуся чудовищной ордой, которой не является даже нормальная обезьянья стая. Фрейд совершил ошибку, перепутав культурное и биологическое, рассматривая всякую культурную деятельность как результат сексуальной репрессии и сублимации. Резонное возражение, что в таком случае сублимировал весьма эротически разносторонний император Адриан, возводя "Пантеон", и что сублимировали вавилоняне, у которых вообще не было границ в проявлениях сексуальности, остается открытым. Особую пикантность, кстати, прибавляют к этой картине персы — единственная культура, у которой инцест вообще не был табуирован, и тем не менее по своим временам именно персы создали сложнейшую и могущественную цивилизацию.
Впрочем, мы отвлеклись. Так вот, сновидение по Фрейду — это шифр. Поэтому задача аналитика — взломать замки, разрушить фасад, проникнуть внутрь сновидческого образа, и вот там-то обнажится его истинное значение. Забегая вперед, скажу, что то, что метод Фрейда действительно нес облегчение пациентам, вполне можно объяснить тем, что пациент получал "легальную" возможность поговорить и пофантазировать о запретных и подавленных вещах, что само по себе несло терапевтическую силу без связи с сновидением.
Анализ сновидения по Фрейду выглядел очень просто. Пациент ложился на кушетку, аналитик сидел к нему спиной, так что пациент начинал рассказывать сон, а потом генерировать ассоциации. Постепенно ассоциации по цепочке уходили все дальше и дальше от исходного образа сновидений, и через некоторое время анализируемый выдавал ассоциацию, которая укладывалась в интерпретационную систему фрейдистского аналитика. Он радостно говорил — вот оно, и сновидение считалось проанализированным. То, что все длинные предметы оказывались в итоге членами, а вогнутые — вагинами, никого особо не интересовало.
Разорвав сотрудничество с Фрейдом, Юнг предложил свою теорию сновидений. Прежде всего — никакой цензуры и никакой шифровки. Юнг, обладая немалым чувством юмора, ядовито подмечал, что вера в то, что сновидения что-то специально от нас скрывают, подобна параноику-немцу, чудом оказавшемуся на улицах Парижа, убежденному, что все вокруг говорят на непонятном языке, потому что хотят что-то лично от него скрыть. Сновидение — это естественный, природный феномен, не больше и не меньше, наша задача в том, чтобы понять этот феномен как он есть, а не приписывать ему стремление что-то скрыть. Хорошим аргументом в пользу идей Юнга является знаковая ошибка Фрейда — Фрейд был убежден, что человеку не может присниться инцест буквально — цензор не позволит, однако мы знаем множество примеров, когда это происходит, и сновидение не только не настроено щадить хрупкие чувства сновидца, но как будто нарочно стремится шокировать их как можно более сокрушительно.
Но что же нам нужно сделать, чтобы понять сон? На самом деле все очень просто. Нам необходимо расширить его контекст, его смысловое поле. Процедура анализа сна по Юнгу отличается в двух моментах. Во-первых, никакой кушетки. Если Фрейд полагал регрессию обязательным условием, то для Юнга познание бессознательного должно было стать совместной работой двух равных субъектов, сидящих на креслах друг напротив друга и открыто смотрящих друг на друга. Дело в том, что Юнгу не было нужды обманывать "цензуру", создавая иллюзию отсутствия наблюдателя, напротив, для успеха были необходимы все сознательные и волевые ресурсы клиента. Но более важным является второе отличие. Анализируя сон по Юнгу, мы не уходим от образов самого сна в далекое бессистемное плавание, но постоянно вращаемся вокруг заданных образов, стремясь раскрыть как можно больше ассоциаций и значений. Сон не только не стремится ничего скрыть, напротив, сон хочет быть понят, потому, по большому счету, все, что нужно для понимания сна, есть уже в самом сне, только необходимо научиться видеть это. Поэтому, если вам приснилась белка, по Фрейду вы вспомните, что белка прыгает по деревьям, деревья растут в лесу, в лесу вы были на пикнике, где встретились с братом, которого не видели двадцать лет, и в детстве очень ревновали мать к этому брату. "О, — скажет аналитик, — достаточно". Но по Юнгу мы сосредоточены на образе белки. Мы можем вспомнить ее биологические характеристики, свойство грызть орехи, прятаться в дуплах, очень быстро перемещаться с дерева на дерево. Мы можем вспомнить мифологическую белку Рататоск или белку из детского мультфильма, разобрать слово "белка" по ассоциациям, одним словом, мы и шагу не сдвинемся с белки, пока не пройдем ее вдоль и поперек. Если анализируемый испытывает трудности, аналитик может помочь ему, попросив: "Представьте себе, что я приехал из Австралии и никогда ничего не слышал о белках. Расскажите мне, что это такое?" И тут начинается самое интересное, потому что при всей объективности образа белки один будет говорить, что это зверь с дорогой шкуркой, другой — что она грызет орехи, а третий — что это на редкость трусливая мышь, шкерившаяся по дуплам и боящаяся даже собственной тени.
Беседуя таким образом (неважно, с аналитиком или проделывая работу кругового обхождения самостоятельно), мы постепенно формируем большое поле смыслов вокруг образа сновидения, и в один прекрасный момент чувствуем, что очередная ассоциация нечто "цепляет". Это цепляющее значение может прийти как вспышка осознания, облегчение и даже сопровождаться ощущением вибрации в теле, словно освободилась некоторая энергия.
В конечном счете аналитик может предложить поиграть в игру и представить себя на месте образа из сновидения, поговорив от его имени. Порой именно эта техника оказывается наиболее действенной и целительной — начав как игру, человек вдруг ловит себя на мысли, что сказал нечто, о чем до этого даже не подозревал и что является объяснением. Постепенно, работая со сновидением, мы расширяем смысловое поле каждого символа, и то, что до этого мерцало где-то вдали, становится близким светом.
Здесь следует обратить внимание на одну немаловажную деталь. При кажущейся простоте этот метод невероятно сложен и глубок, потому что помимо всем известных ассоциативных значений каждый образ имеет огромный спектр архетипических или культурных значений. Поэтому тот, кто берется анализировать сновидения по Юнгу, должен, во-первых, обладать немалой интуицией, настроенностью на собеседника, способностью буквально "вжиться" в него, а во-вторых — огромным культурным кругозором. Религиозная символика, мифология, сказки, современные культурные значения, геральдика, алхимия — одним словом, каждый образ обладает огромным полем значений.
Более того, может показаться, что мы проанализировали символ, когда нашли некое одно нужное значение, в то время как на самом деле все гораздо сложнее. На самом деле ни одно значение не тождественно символу. Символ потому и есть символ, что изначально обладает сложным набором или полем значений, каждое из которых в той или иной степени точно выражает ситуацию. Скажем, образ агрессии может представляться тигром, динозавром, волком, огнедышащим драконом, но свести любой из этих образов только к репрезентации агрессии — это досадный редукционизм, то есть сведение сложного к примитивному, ведь каждый из этих образов обладает индивидуальным полем дополнительных значений.
Еще одной важной задачей является сохранение баланса между личным и архетипическим (культурным) значением. Существует две возможные ошибки — уйти только в личные ассоциации, вовсе игнорируя архетипические смыслы, и, наоборот, сразу обратиться к Вечным Символам, проигнорировав личную историю сновидца и индивидуальный контекст его характера, личности и судьбы. Необходимо осознавать оба элемента, только тогда мы в полной мере можем создать целостную и уравновешенную картину. Следует понять, что зачастую анализ снов — это не столько наука, сколько искусство, и богатство и глубина воображения анализируемого является единственной гарантией успешного анализа, в то время как продуманный анализ по лекалам (пусть даже архетипическим) часто стреляет мимо цели. Действительно, существует ряд сюжетов, о которых мы поговорим позже, и которые, как правило, имеют примерно одно значение, но даже в этих сюжетах есть много индивидуальных особенностей, и никто не может гарантировать, что в случае именно этого сновидца вот этот типичный образ имеет отличное от "общепринятого" значение.
Последний раз редактировалось Феликс 06 апр 2025, 19:44, всего редактировалось 1 раз.
|
|