ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ


наш форум посвящён теме избавления от депрессии и тревожных расстройств(в т.ч. от ВСД, невроза, панических атак, ОКР, и т.п.). Психологическая взаимопомощь и полезная информация.
Текущее время: 12 май 2025, 06:24

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 10 сен 2024, 01:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 сен 2022, 03:01
Сообщения: 10584
Откуда: соседняя палата
Пол: Женский
Всем еще раз мои наилучшие пожелания! :love_n:

Здесь я хотела бы упорядочить уже опубликованный (возможно, продублировать), опубликовать свои наработки, прочитанное, и просто то, что сочту полезным для психического здоровья.

Теме психотерапии здесь уделяется непозволительно мало внимания, и я бы хотела восполнить этот пробел :v:

__________________________________
кПТСР, ПРЛ, БДР (?), РПП, соматоформные расстройства.
велаксин 75, трилептал 1800, сероквель 150, эутирокс 100, неулептил и габапентин периодически
схема-терапия

Мир вверх дном. Одним словом, massaraksh


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 сен 2024, 02:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 сен 2022, 03:01
Сообщения: 10584
Откуда: соседняя палата
Пол: Женский
источник: https://dzen.ru/iqladies

Как отстаивать и защищать себя, но не казаться нервной и грубой?

‣Виды границ: слабые и жесткие
Личными (или психологическими) границами в психологии называют понимание и ощущение собственного «Я» отдельно от окружающих. Это понимание помогает нам создать личное безопасное пространство, регулировать уровень близости общения и пресекать поведение окружающих, которое для нас неприемлемо. При этом формировать личные границы мы начинаем еще будучи ребенком, поэтому на качество и особенности границ влияют факторы воспитания, а качество владения своими границами у разных людей отличается.
Например, у многих взрослых, выросших в дисфункциональных семьях с нездоровыми методами воспитания, границы формируются размытые, слабые. Человек не умеет и боится выражать свои потребности и желания, подавляет эмоции и чувства (особенно «потенциально конфликтные» — гнев, злость, раздражение). Он также легко поддается манипуляциям, не умеет отказывать, чувствует стыд и вину при необходимости сказать «Нет», — и в целом очень беспокоится о том, что думают о нем окружающие.

Но не вечно же терпеть?! Поэтому многие взрослые со слабыми границами решают измениться: учатся защищать себя, давать отпор, отстаивать свои интересы и двигаться к желаемым целям. И тут-то начинаются новые проблемы. После многолетнего вынужденного терпения стремление «дать, наконец, отпор!» такое острое, что мы неосознанно формируем у себя особый вид личных границ — жесткие границы, полная противоположность слабых. Это радикальная самозащита:
◦Повышенная чувствительность и требовательность. Мы становимся очень чувствительны к внешним «угрозам» в свой адрес: косой взгляд, неправильная интонация, настораживающие фразы. Активно напоминаем окружающим о своих личных границах, обвиняем в их нарушении и требуем к себе уважительного отношения.
◦Повышенная конфликтность.Мы часто вступаем в споры, можем агрессивно отстаивать свою позицию, не признаем сторонний взгляд на проблему или даже не хотим выслушивать аргументы оппонента.
◦Отказ от компромиссов.Мы отказываемся искать «золотую середину» и боимся идти на компромисс: создается ощущение, что если мы это сделаем, то тем самым проявим слабость и покажем оппонентам, что нас не стоит воспринимать всерьез.
◦Страх близости и чувство одиночества. Мы также можем избегать эмоционально-открытых и доверительных отношений, стремимся поддерживать дистанцию в общении, не можем открыто говорить на важные для нас темы. Это происходит на фоне страха, что даже самые близкие люди могут ранить, предать, не понять или осудить. Но при этом близкого общения все же хочется, и это вызывает болезненное чувство одиночества.

И при этом у человека может создаваться ощущение, что уж теперь-то он может постоять за себя — его будут уважать, с его словами будут считаться. Но это почему-то не срабатывает. Ожидаемого уважения и понимания не случается. Вместо этого окружающие подшучивают, намеренно повторяют «запрещенные» слова и действия, провоцируют человека на всплеск негативных эмоций, — или попросту избегают общения, шутят за спиной.
Как итог, жесткие границы не делают того, что должны — не помогают нам выстраивать здоровую коммуникацию с окружающими и чувствовать себя безопасно, создают лишние проблемы.

Гибкие границы — как добиться уважения без грубости?
Помимо слабых и жестких, есть еще один тип границ — гибкие, или здоровые. Человека с такими границами легко узнать: к нему люди испытывают настоящее уважение. Но из чего состоят гибкие границы? Что позволяет человеку вызывать такое отношения окружающих? Давайте разбираться.
1. Внутренний фундамент
Это индивидуальные психологические опоры, которые поддерживают нас изнутри, позволяют чувствовать себя цельной личностью и ощущать самоценность.А еще внутренние опоры защищают нас от непрошенных советов и манипуляций — окружающие понимают, что это бесполезно.
Что входит во внутренний фундамент:
◦Способность к рефлексии. "Я не подавляю свои эмоции и чувства, не заглушаю их. Вместо этого я к ним прислушиваюсь, называю, анализирую их причины — и при необходимости выражаю."
◦Уважение к своим потребностям. "Я не заглушаю свои потребности, уважительно отношусь к своему физическому и ментальному здоровью. Честно признаюсь себе в своих желаниях и мечтах. Ставлю свои потребности и желания в приоритет."
◦Здоровая самооценка. "Я адекватно оцениваю свои личные качества и внешние данные, уровень компетентности, количество и качество навыков соотносимо с другими людьми."
◦Внутренняя ориентация. "Мое собственное мнение и ощущения в оценке ситуации всегда стоят на первом месте, а мнение окружающих я оцениваю во вторую очередь."
◦Ценности и идеалы. "Я понимаю и уважаю свои личные морально-этические установки, ценности, особенности мировоззрения."

2. Уважение чужих границ
Человек с гибкими границами не отгораживается от мира, подобно колючему шару, а взаимодействует с ним — с учетом личных границ окружающих людей.
‣Базовое уважение. "Я одинаково вежливо веду себя со всеми окружающими. Не самоутверждаюсь перед подчиненными или обслуживающим персоналом, не заискиваю перед своим начальством."
‣Умение спокойно слушать и говорить. "Я умею внимательно слушать и не перебивать собеседника, не язвить и не оскорблять его, даже если не разделяю его точку зрения. Я также могу спокойно объяснить человеку свою точку зрения, не переходя на личности."
‣Отказ от «перевоспитания». "Я признаю, что все люди разные и имеют право на свое мнение и образ мышления. Если человек систематически нарушает мои границы, ведет себя фамильярно или грубо, не прислушивается к моим просьбам — я не стану читать ему нотации, стыдить, доказывать и переубеждать. Я просто отдалюсь от него или вовсе прекращу общение."

3. Ситуативная гибкость
Если слабые границы — это решето, жесткие — это глухая колючая стена, то гибкие границы скорее напоминают упругий пластичный материал, податливый нашим рукам. Это не вынужденная мера, а удобный и полезный инструмент.
‣Ситуативная рефлексия и самоконтроль. "Я не спешу давать моментальную реакцию на пассивную агрессию, насмешку, попытку манипуляции, грубость и другое нарушение своих границ. Я даю себе время прислушаться к своим ощущениям и внешним факторам: Это что сейчас было?.. Что я чувствую? О чем думаю? Чего хочу? Что будет для меня наиболее полезно и выгодно, и как этого добиться?"
‣Оценка рисков. Умение взять паузу позволяет мне оценить назревающий конфликт. "Я не бросаюсь слепо в спор, а могу обдумать, стоит ли мне вообще в него ввязываться, или лучше отстраниться и не придавать ситуации особое значение."

4. Умение говорить «Нет»
Гибкие границы также означают умелую подачу возражения — человек умеет правильно отказывать окружающим.
‣Самоконтроль. "Я контролирую свои эмоции и не начинаю возмущаться неуместности просьбы или приказа, не стыжу его, не читаю нотаций, не упрекаю в манипуляциях."
‣Краткость. "Я спокойно и коротко говорю «Нет» — без оправданий и объяснения личных причин, без пространных извинений, выражения стыда и вины."
‣Стойкость. "Если человек настаивает на своей просьбе — упрашивает, упрекает, обвиняет, — я не поддаюсь на его провокации. Я спокойно выслушиваю его доводы, оцениваю ситуацию, при необходимости повторяю отказ и завершаю диалог."

Формирование гибких границ может занять время, — но оно окупается. Мы тренируем и получаем целый комплекс полезных привычек, которые в будущем не только помогают в общении с окружающими, но и формируют самоподдерживающуюся систему: чем более мы уверены в своих опорах и навыках, тем проще нам поддерживать здоровую гибкость.

__________________________________
кПТСР, ПРЛ, БДР (?), РПП, соматоформные расстройства.
велаксин 75, трилептал 1800, сероквель 150, эутирокс 100, неулептил и габапентин периодически
схема-терапия

Мир вверх дном. Одним словом, massaraksh


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 сен 2024, 23:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 сен 2022, 03:01
Сообщения: 10584
Откуда: соседняя палата
Пол: Женский
источник : портал психологических изданий PsyJournals.ru

Стигматизация и ее влияние на психическое здоровье

Стигматизация психически больных традиционно рассматривается как отношение к психическим больным, характеризующееся дискриминацией - то есть отношением, которое отрицательно сказывается на больных. Стигматизация не только ухудшает их социальную адаптацию и приводит к снижению качества жизни. Большое количество больных, имеющих относительно легкий уровень психических расстройств, страдают от стигматизации в большей степени, чем от самих проявлений болезни. Большинство людей не желает создавать с ними семью (68 %), работать в тесном сотрудничестве с ними (58 %) или проводить с ними свободное время (56 %). Социальные последствия действия стигмы проявляются в трудностях трудоустройства психически больного, сложностях с получением образования, получением социальной и медицинской помощи, с сокращением круга общения и т.д. Стигматизируемые люди сталкиваются с общим дискриминирующим настроем, который зачастую сопровождается сильной враждебностью. И именно из-за этих проблем дестигматизация начинает рассматриваться как один из ключевых аспектов не только социальной реабилитации, но и возможности лечения вообще.
Стигма может также быть препятствием для выздоровления от психического заболевания, т.к. служит барьером для обращения за помощью. Так, 32% участников исследования признали, что у них были проблемы психического здоровья, но из-за стигмы, они первоначально были не в состоянии обратиться за помощью, а 62% участников исследования заявили, что они или их знакомые отказывались искать профессиональную помощь, несмотря на то, что знали, что они нуждались в ней. Стигма продолжает оказывать влияние на людей с психическими заболеваниями, даже после того, как первоначальная помощь получена. Многие преждевременно прекращают лечение.
Стигма всегда эмоционально окрашена и может быть абсолютно не оправдана фактами. Это и является основным отличием стигм от стереотипов. Наглядным примером стигмы является то, что большинство людей считают алкоголиков намного менее опасными и вызывающими больше симпатии, чем шизофреников, гомосексуалистов и представителей других традиционно стигматизируемых групп. Эти заблуждения распространяются и на восприятие причин заболеваний. Так, причиной шизофрении более 50% американцев называют "химическую природу мозга", в то время, как 40% считают алкоголизм следствием "повышенных стрессов"; а причиной наркомании 30% называют "плохой характер" .
Развитие стигматизации проходит следующие этапы: 1. выделение и "маркирование" человека с психиатрическим диагнозом; 2. присвоение ему негативных качеств в соответствии с бытующими в данной культуре представлениями о душевнобольных; 3. отнесение его к "категории" душевнобольных, которая противопоставлена обществу и 4. последующее снижение социального статуса этого человека. Иными словами, стигма формируется сначала определением Другого, потом называнием его "недостойным", а затем приписыванием и внушением вины тому, кто Другой за то, что он отличается.
Феноменология психологических последствий стигмы для самих больных подробно описана психиатрами, социологами и психологами. Основной акцент исследователи делают на изучении вины и стыда, возникающих у этих людей в связи с атрибутами, содержащихся в мифологии стигм. Пинел ввел понятие "стигма-осознанность" для описания того, насколько больные осознают влияние собственной стигмы и какие психологические последствия это вызывает. В литературе также описан близкий к этому процесс - самостигматизации - осознания больным наличия психиатрического диагноза, усвоения и применения к себе мифов о своем психическом заболевании, с последующим дистанцированием от потенциальных стигматизаторов; это, по мнению авторов, ведет к снижению социального статуса, самооценки больных, что в свою очередь усиливает стигматизацию, т.е. этот процесс представляет собой порочным круг.
Важно отметить, исследователи мало внимания уделяют тем, кто создает и поддерживает существование стигм в обществе. "Стигматизирующий" может пониматься в двух смыслах: 1) тот, кто создает условия и информацию, способствующие появлению стигм (продуцирующие мифы и их распространяющие) и 2) те, кто усваивает эти мифы и, действуя посредством них, - стигматизирует. Такое различение важно учитывать, ведь в заявлениях о том, что "психиатрия и психиатры - главные стигматизаторы" указывается лишь то, что они продуцируют мифы психических болезней. В нашем анализе "стигматизирующий" понимается именно во втором значении. Важным является выявление именно эмоционально-личностных и мотивационных особенностей субъекта, детерминирующих этот процесс.
Исследования стигматизирующих, обнаружили взаимосвязь этого процесса с абсолютно разными характеристиками, как социологическими (зависимость от образования, количество детей, возраста), так и психологическими - и, исходя из них, авторы моделировали мотивацию стигматизирующего. Вот несколько таких наблюдений: "… лица с более высоким интеллектом и более высокой самооценкой скорее будут поддерживать положительное отношение с психиатрическим пациентом, потому что им не нужно принижать психически больных, чтобы чувствовать себя умными или положительными" . "Люди с повышенной враждебностью, меньше готовы принять или помочь психически больным"
В области психологии стигматизации есть несколько собственных теоретических построений, описывающих мотивацию стигматизирующего. Одна из широко обсуждаемых теорий сейчас - это "унитарная теория стигматизации", представляющая собой структурированную модель, пытающуюся охватить одним понятием - "личная выгода" - все аспекты, стоящие за различными видами стигматизации. Автор теории рассматривает конституциональное, психологическое, экономическое и эволюционное происхождения стигматизации, и доказывает, что все они, в конце концов, служат "личной выгоде стигматизирующего".
Исследователи пришли к выводу о том, что только запрет оказывается неплодотворным для решения задач дестигматизации. Самым эффективным способом дестигматизации психозов и депрессий оказался контакт с психическими больными.

__________________________________
кПТСР, ПРЛ, БДР (?), РПП, соматоформные расстройства.
велаксин 75, трилептал 1800, сероквель 150, эутирокс 100, неулептил и габапентин периодически
схема-терапия

Мир вверх дном. Одним словом, massaraksh


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 сен 2024, 21:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 дек 2021, 16:42
Сообщения: 562
Пол: Женский
о классно
ты полезную темку создала!!! :rose: :rose: :rose:

__________________________________
гол.боли мигрени, астения
лечусь 3,5 года милнац 200 с 02.24,
сертралин 100 с 25.12.24трилептал 600 с 02.23
нажмите, чтобы увидеть
Дулокс 90
дуло 30 до 09.24
прозак 20-60 с 09.24,
анафранил 25 с 10.24.
Вальд
Хлорпро15
Габапентин 300-900
Бринтел
амитрипт
Ципра10-20:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 сен 2024, 22:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 сен 2022, 03:01
Сообщения: 10584
Откуда: соседняя палата
Пол: Женский
_Darya_ писал(а):
о классно
ты полезную темку создала!!!
:air_kiss: :air_kiss: :air_kiss: :air_kiss:

__________________________________
кПТСР, ПРЛ, БДР (?), РПП, соматоформные расстройства.
велаксин 75, трилептал 1800, сероквель 150, эутирокс 100, неулептил и габапентин периодически
схема-терапия

Мир вверх дном. Одним словом, massaraksh


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика